Жанр эротического искусства известен с древности и он существовал в разных уголках планеты. Мы хорошо знаем индийскую Камасутру, японские гравюры сюнга, вызывающе откровенные скульптуры из дерева африканских племен. В Европе эротизм был в большом почете в античный период, но с приходом христианства все закончилось. Несколько столетий церковь бдительно следила за нравственностью, но иногда нескромные шедевры все-таки появлялись. «Позы Аретино» — можно назвать Камасутрой эпохи Возрождения, которая чудом сохранилась несмотря на старания инквизиции. (Осторожно! Взрослый контент).
Любовные Позы Аретино и их неизвестный автор
Ученые не могут уверенно сказать, как появились «Позы Аретино». Известны эти иллюстрации с подписями с 16 столетия и есть несколько версий их происхождения. Согласно наиболее распространенной, изображения занимающихся любовью в разных позах мужчин и женщин создал ученик великого Рафаэля Санти по имени Джулио Романо.
Юному ученику ренессансного гения папа Климент VII заказал роспись зала Константина в Папском дворце Ватикана. Но когда пришло время оплатить часть работы, понтифик начал юлить и всячески оттягивать расчет. Рассерженный Джулио быстро изменил концепцию фресок, покрыв своды и стены зала изображениями, которые можно назвать порнографическими.
Всего было создано 16 изображений, которые, как вы уже догадались, недолго украшали резиденцию римских пап. Их уничтожили, едва обнаружив и счастье их лицезреть имели лишь единицы. Легенда гласит, что Рафаэлю пришлось приложить немало усилий, чтобы спасти своего ученика от расправы церковников, но все закончилось благополучно.
Дерзкий гравер, спаситель европейской Камасутры
А тщательно уничтоженные фрески все же были спасены для потомков другим учеником Рафаэля — графиком Маркантонио Раймонди, который обожал изображать обнаженное тело. Мастер успел снять копии с фресок Романо, пока те не исчезли под молотками и скребками рабочих.
По эскизам, сделанным в Папском дворце, Раймонди создал серию эротических, если не сказать больше, гравюр. Каждая из них изображала античных героев, богов и воинов в момент соития с богинями и жрицами. Гравюры носили недвусмысленные названия: копье, нога на шее, лягушка, церковь на колокольне, эстафета, дверца Антея, пастьба овец, цапля у дерева, ноги на шею сзади, езда на ослике, веселая вагина, гермафродит.
Дерзкий гравер отпечатал немало копий с эротических досок и они пошли в народ. Люди хорошо покупали неприличные картинки, вызывающие здоровое любопытство у мужчин и стыдливое томление у женщин. Церковь приложила немало сил, чтобы найти и уничтожить греховные изображения, но не преуспела в этом деле. С оригиналов Раймонди начали делать копии и контролировать «пиратскую продукцию» было невозможно.
По приказу папы Климента VII Раймонди арестовали и бросили в тюрьму. Благодаря многочисленным ходатайствам известных мастеров и ценителей искусства, гравера вскоре освободили из заключения. Не последнюю роль в спасении художника сыграл поэт Пьетро Аретино, имевший при папском дворце определенное влияние. По иронии судьбы он же дал вторую жизнь нескромным иллюстрациям Раймонди.
Те самые 16 гравюр, с которой боролась церковь
К каждой эротической гравюре Аретино написал короткий, но содержательный сонет. Всего получилось 16 гравюр с позами — немного, если сравнивать с Камасутрой, но тем не менее это было настоящее событие для католической Италии. Сегодня мы можем видеть копии «Поз Аретино», сделанные в 18 столетии.
Вакх и Ариадна. Прыжок лягушки
Марс и Венера
Эпитимей и Пандора
Культ Приапа
Парис и Энона
Анжелика и Медор
Сатир и нимфа
Антоний и Клеопатра
Полиен и Хрисеида
Сатир и женщина
Юпитер и Юнона
Овидий и Корина
Ахилл и Брисеида
Эней и Дидона
Алкивиад и Гликера
Мессалина на ложе Лисиски
Эротическое искусство вечно, как и любое другое. Так считает и пермский художник Сергей Пахомов, создавший первую в мире Камасутру из… макаронных изделий.