Исследователи из Университета Монреаля смогли успешно заблокировать гены, отвечающие за формирование у патогенов иммунитета к антибиотикам.
Сведения о проекте представлены в Scientific Reports.
Один из методов распространения в больницах и окружающей среде генов устойчивости к антибиотикам – их кодирование в плазмидах, передающихся между бактериями. Термин означает фрагмент ДНК, встречающийся в различных микроорганизмах. Он содержит полезные для бактерии гены, и команда кафедры биохимии и молекулярной медицины Университета Монреаля нашла способ блокировки их передачи.
Специалисты изучили библиотеку небольших химических молекул, связывающихся с белком TraE, основным компонентом механизма передачи плазмид. Анализ с помощью рентгеновской кристаллографии выявил точный активный участок на протеине. Информация позволила исследователям разработать более эффективные связывающиеся молекулы, мешающие передаче плазмид с генами устойчивости к антибиотикам.
«Цель заключалась в обнаружении слабого места протеина для прекращения его работы, — прокомментировал один из исследователей, Кристиан Барон. – Белки могут отличаться, в зависимости от типа плазмид, но, думаю, наше исследование играет важную роль, определяя молекулярную структуру, на основе которой можно разработать их ингибиторы».
Именно этим сейчас занимаются специалисты. Сведения о TraE потенциально применимы к другим бактериям, что позволяет авторам надеяться на создание в будущем широкого спектра молекул, подавляющих перенос резистивных генов.
На данное исследование у команды ушло 4 года – достаточно времени, чтобы устойчивость к антибиотикам превратилась в глобальную проблему. Университетский педиатр Джоан Лю сравнивает ситуацию с цунами, и Барон не считает, что она преувеличивает.
«Считается, что к 2050-му от иммунитета к препаратам умрет 50 миллионов человек, — отмечает специалист. – Приближается день, когда мы не сможем лечить инфекции антибиотиками. Но людям нужна надежда. Наука предлагает новые идеи и решения этой проблемы. Не могу сказать, что чувствую себя в безопасности, но уверен, что у нас есть прогресс».