Вторник, 23 апреля 2024 года

Повреждение телескопа Джеймса Уэбба после удара микрометеороидом больше, чем считалось ранее

НАСА не уверено, насколько космические каменные частицы повлияют на жизнь телескопа Уэбба после того, как недавнее событие «превзошло ожидания по ущербу перед запуском». В июне сообщалось, что космический телескоп Джеймса Уэбба стоимостью 10 миллиардов долларов был поражен микрометеоритом в одном из сегментов главного зеркала. Как оказалось, попаданий было больше, и одно из них нанесло довольно серьезный ущерб сегменту С3. Однако инженеры НАСА говорят, что эти события не помешают работе телескопа.

Микрометеороид ударил в одно из 18 шестиугольных золотых зеркал обсерватории в период с 22 по 24 мая. НАСА сообщило о столкновении с микрометеороидом в июне и отметило, что обломки были больше, чем предсказывали предстартовые модели. Теперь ученые миссии поделились фотографией, которая показывает серьезность удара. В отчете,  опубликованном 12 июля, эксперты рассказали, что они узнали об использовании обсерватории за первые шесть месяцев ее пребывания в космосе.

Майское столкновение с микрометеороидом мало повлияло на работу телескопа. Однако в отчете описываются исследования и моделирование для оценки долгосрочного воздействия подобных событий на обсерваторию. Исходя из расхода топлива, телескоп должен проработать в космосе 20 лет. Однако ученые не уверены, насколько сильно воздействие микрометеоритов повлияет на его работу.

Повышенный риск

Микрометеороиды представляют собой известную угрозу космическим операциям, и столкновение с ними не является чем-то новым для ученых. Международная космическая станция и телескоп Хаббл входят в число давних программ, которые продолжают работать, несмотря на случайные удары камней. Однако орбита Уэбба в точке Лагранжа 2 находится примерно в 1,5 миллионах километров от Земли. Это может существенно изменить профиль риска.

Инженеры Уэбба впервые обнаружили деформацию главного зеркала во время запуска на этапе юстировки, которая помещает 18 сегментов шестиугольного зеркала в наилучшее положение для улавливания света.

Как выяснили специалисты НАСА, в обсерваторию попал не один, а шесть микрометеороидов. Эти события соответствовали предварительным предположениям, поскольку происходили примерно раз в месяц. Некоторые из возникающих деформаций поддаются коррекции. Однако один из этих шести ударов привел к значительному повреждению сегмента, известного как С3. Воздействие в конце мая «привело к значительным непоправимым изменениям в общей форме сегмента», говорится в отчете.

Незначительное влияние на миссию

Однако в этом случае общее влияние на миссию невелико, «поскольку пострадала лишь небольшая часть телескопа». Семнадцать сегментов зеркала остались неповрежденными, и инженеры смогли изменить положение сегментов Уэбба, чтобы компенсировать большую часть повреждений.

Инженеры все еще моделируют, как часто будут происходить такие события. «Пока не ясно, было ли попадание в сегмент C3 в мае 2022 года редким событием», — говорят в команде. «Редкие» удары высокой энергии по замыслу должны происходить только раз в несколько лет.

Также возможно, что «Уэбб более восприимчив к повреждениям микрометеороидами, чем предполагалось в моделировании перед запуском», — пишет команда. Моделирование продолжается.

Между тем телескоп, после внесения поправок в расположение сегментов, работает исправно. Команда утверждает, что настройка Уэбба находится в пределах ожидаемой производительности.

На данный момент инженеры следят за потенциальными будущими угрозами, например, в 2023 и 2024 годах, когда Уэбб собирается пролететь сквозь мелкие обломки, оставленные кометой Галлея. НАСА следит за ситуацией.

Источник: space.com, фото: NASA/STScI