Секретное оружие Китая — не тайные коммунистические рецепты и дисциплина, а значительная свобода действий ученых в своих дисциплинах. В результате ученые не становятся «эффективными менеджерами» и юристами-любителями, а ученые получают серьезную фору в скорости исследования. Эта модель иногда рождает неудачи и конфузы, но направлена на быстрейшее получение результата. В этом европейские аналитики видя существенное преимущество КНР и считают, что научное доминирование Поднебесной неизбежен, с горем констатируют европейские коллеги.
Китайская модель развития, которую часто характеризуют как прагматичную и ориентированную на долгосрочное планирование, демонстрирует свою эффективность в реализации масштабных инфраструктурных проектов. Как отмечает аналитик Дэн Ван в своей книге, ставшей мировым бестселлером, Пекином управляют инженеры, в то время как Вашингтоном — юристы. Это фундаментальное различие, по его мнению, объясняет способность Китая последовательно осуществлять грандиозные строительные проекты, которые не только решают практические задачи, но и становятся символами технологического прогресса страны.
Самый высокий мост в мире по цене обычного европейского моста
Ярким примером такого подхода стало открытие в конце сентября самого высокого моста в мире через каньон Хуацзян в провинции Гуйчжоу. Сооружение высотой 625 метров и длиной 2890 метров не просто соединило два берега реки Бэйпань, но и сократило время переправы через каньон с более чем часа до чуть более минуты. Инженер У Чжаомин, руководивший строительством, подчеркнул, что его команде пришлось преодолеть множество технических вызовов, включая стабилизацию крутых склонов каньона, защиту конструкции от сильных ветров и контроль температуры бетона. Примечательно, что, несмотря на беспрецедентную сложность проекта, он был завершен досрочно — за три с половиной года, при бюджете менее 300 миллионов долларов.
Этот проект характерен для китайской практики комплексного развития инфраструктуры. В одной из башен моста был установлен стеклянный лифт, доставляющий посетителей в кафе, расположенное на высоте 792 метра над рекой. Также были построены стеклянный пешеходный мост длиной 579 метров и платформа для банджи-джампинга, что превратило транспортный объект в центр притяжения туристов. Такой подход отражает стратегию интеграции транспортной инфраструктуры с экономическим развитием регионов.
Успехи Китая в строительстве масштабных объектов основываются на годах тяжелого опыта и совершенствования технологий. Провинция Гуйчжоу, где был построен новый мост, уже известна несколькими рекордно высокими мостами, но новый — самый амбициозный.
Сравнивая подходы к реализации инфраструктурных проектов в разных странах, можно отметить, что китайская модель отличается целостным видением, при котором инфраструктурное развитие рассматривается как катализатор экономического роста и социального прогресса. Этот подход контрастирует с практикой многих других стран, где инфраструктурные проекты часто ограничиваются решением узких транспортных задач без создания дополнительной экономической ценности.
Китай продолжает демонстрировать миру, что даже самые амбициозные инженерные проекты могут быть реализованы эффективно и в сжатые сроки, когда они поддерживаются последовательной государственной политикой, достаточным финансированием и высоким уровнем технической подготовки специалистов.