Четверг, 28 марта 2024 года

Мексиканский парадокс, или Дисбалансы в экономике

В мире можно найти очень мало государств, экономические секторы которых представляют собой такой же огромный парадокс, которым отличается Мексика. Корреспонденты Vestifinance.ru вспомнили о середине 1990-х, когда после целой череды макроэкономических кризисов власти этой страны начали смело внедрять самые разные реформы, призванные привести ее к стремительному экономическому росту.

Правительство Мексики инициировало и проводило тогда весьма разумную политическую стратегию в макроэкономике. Власти этого государства либерализовали свой экономический сектор, подписали Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), вложили инвестиции в сферу образования и успешно использовали ряд довольно мудрых инновационных решений в борьбе с бедностью своих граждан.

Реформы оправдали себя во многих отношениях: Мексике удалось достичь макроэкономической стабильности, объем внутренних инвестиций страны увеличился на два пункта ВВП, а средняя продолжительность обучения выросла при этом почти на три года.

Однако, наиболее яркий результат государство продемонстрировало в конечном счете, пожалуй, на своем внешнем фронте: с пяти до 30 процентов выросли объемы экспорта и втрое увеличилось при этом соотношение притока прямых зарубежных инвестиций к ВВП.

История огромного разочарования

По словам профессора социальных наук Дэни Родрика, представляющего Институт перспективных исследований при Принстонском университете, в важнейшем аспекте, которым является общая производительность труда наряду с темпом роста экономики, можно наблюдать сегодня при этом историю огромного разочарования.

«Усредненный темп роста экономики Мексики в пересчете на душу населения оказался с 1996 года ниже полутора процентов. Что же касается общей факторной производительности, то она стагнировала либо даже вовсе снижалась, — констатировал в своем научном докладе эксперт. — Если в мире и существовала страна, которой было суждено стать идеальным примером новой ортодоксии экономического развития, то этой страной была именно Мексика. Почему же в реальности она отстает сегодня даже от соседних латиноамериканских государств?».

Проблема под названием «две Мексики»

Во многом ответ на этот вопрос связан с крайним дуализмом экономического сектора страны, отмечает профессор Родрик. Эту проблему назвали «две Мексики». Специалист поясняет: большинство мексиканских сотрудников продолжают сейчас работать в так называемых «неформальных» организациях и компаниях, где у них нет контрактов с прописанными заработными платами. Уровень производительности труда в подобных фирмах весьма заметно отстает от тех показателей, которыми отличаются крупные современные структуры, которые интегрированы в глобальную экономику.

Эксперта поражает при этом тот факт, что усугубление дуализма наблюдалось в процессе проведения реформ и в ходе либерализации экономического сектора Мексики. По данным масштабного исследования, эти неформальные фирмы потребляют увеличивающуюся долю экономических ресурсов.

«Кумулятивный рост занятости мексиканских граждан в неформальном секторе экономики за период с 1998-го по 2013-й год составил просто чудовищные 115 процентов, если сравнивать их с шестью процентами в экономике формальной, — указывает профессор. – Если же говорить о капитале, то кумулятивный рост в неформальном секторе оказался здесь на уровне 134-х, а в формальном – на отметке в девять процентов».

Словом, совсем непохоже, что Мексике сегодня не хватает динамизма, подчеркивает Дэни Родрик. Все больше новых компаний становятся сейчас в этой стране ключевыми источниками увеличения общего уровня занятости. Между тем, это, видимо, не совсем тот источник, что оказывает помощь в повышении общей производительности, предположил профессор.

Многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что компаниям с низкими уровнями общей производительности свойственно выживать, а отличающиеся высокими уровнями предприятия «погибают». При этом неоднородность уровней производительности наряду с сопутствующим ей неправильным распределением ресурсов, продемонстрировала рост и в сфере оказания услуг, и в торговой деятельности, и в промышленной отрасли. Как следствие, происходит стагнация или снижение общей производительности в экономике.

«Не до конца ясно, по каким причинам структурные изменения столь странно оказали негативное влияние на рост, — говорит профессор. – В качестве одного из возможных аргументов можно привести в данном случае, наверное, параллельную систему социального страхования, функционирующую сегодня в Мексике. Компании и их сотрудники из формального сектора обязаны обеспечивать взносы на медицинское страхование, выплату пенсий и прочих субсидий. Но люди не ценят здесь все подобные льготы, а потому результатом стал в государстве чистый налог на формальную занятость».

И наоборот – в случае неформальной работы организаций их работники получают те же пенсии и то же медицинское обслуживание, только бесплатно. Выходит, формальную занятность в Мексике непреднамеренно наказывают, а неформальную при этом субсидируют, резюмировал Дэни Родрик.

Читайте на портале «Бюджет РФ» – о ее старте рассказали аналитики HSBC.

Смотрите также

Другие новости по теме

Крещение 2024: когда набирать крещенскую воду — 18 или 19 января? Вода из под крана на Крещение святая или нет, можно ли набирать?

Крещенская вода когда набирать в 2024 году — когда набирать крещенскую воду в 2024 году Крещенская вода – это нетленная, исцеляющая вода для верующих и уникаль...

Сильные заговоры в Крещенский Сочельник, на Крещение 18 и 19 января 2023 — Заговоры на крещенском снеге и воде на удачу, достаток, здоровье

аговоры на Крещение — Заговор на здоровье на святой крещенской воде Заговаривать на святой крещенской воде лучше всего в первый день праздника, до рассвета (в ...

Крещение 2024: когда набирать воду утром 19 или вечером 18 января, можно ли набирать на Крещение воду из под крана? — Когда набирают Святую воду в Крещение

В народе существует немало противоречий относительно того, в какой момент необходимо набирать крещенскую воду. Некоторые уверены, что святой является вода лишь ...