Суббота, 27 июля 2024 года

Нанайцы — коренной народ Дальнего Востока

Нанайцы(устаревшее гольды)являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев. Нанайцы проживают на территории Китая и России вдоль берегов реки Амур и ее притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.

Этноним «нанай» состоит из двух частей: «на» переводится как земля, и «най», что означает человек. Вместе название народности означает земляной человек или человек земли. Ранее русские и европейцы называли нанайцев гольдами, тазами и ходзенами. В Китае народ называют хэчже и хэцзен.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-2

Язык и происхождение

Нанайский язык принадлежит к группе тунгусо-маньчжурских языков. Родственные народы — эвенки, эвены, орочи, маньчжуры, сибо.

Археологические находки подтверждают существование поселений в Приамурье еще в период неолита, но сведений об особенностях их жизни и культуры не сохранилось. Историю этого народа стали изучать лишь с XVII века, когда начались активные походы русских на Дальний Восток. Историки полагают, что предками современных нанайцев были племена ачанов и натки, которые заняли земли землепашцев дючеров после их переселения в Манчжурию в 1650 году.

Сегодня насчитывается 30 нанайских родов-фамилий, самые крупные роды — самар и бельды. В их генофондах преобладает специфичная для Приамурья Y-хромосомная гаплогруппа N3a6. Датировки кластеров сети Y-STR гаплотипов показывают, что клан самар (1400 ± 500 лет) может быть «старше» рода бельды (800 ± 500 лет). Y-хромосомный генофонд бельды на 98% состоит из трёх гаплогрупп: N3, C2 и О. Y-хромосомный генофонд бельды на 84% состоит из гаплогруппы N3a6, на гаплогруппы О1b, С2b1a и J2a1a приходятся остальные 16% генофонда. Три четверти представителей нанайского рода Киле относятся к Y-хромосомной гаплогруппе С-М48, доля которой в основной популяции нанайцев в четыре раза ниже.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-4

Нанайская геральдика

Об уважении нанайцев к предкам известно многое: помимо тотемных животных, шаманы обращаются и к духам прародителей, а самыми почитаемыми членами семьи считаются бабушки и дедушка. В прошлом каждый представитель общины должен был знать свою родословную до седьмого колена. Сейчас нанайцы не могут похвастаться знанием имен всех своих родственников, зато до современности дошло другое явление – родовые гербы.

Например, носители фамилии Бельды считают, что произошли от тигра, а на свое знамя поместили таежного пушного зверя и птиц на реке – традиционную добычу охотников. Дополнил герб – знак плодородия, который показывает, что земля, на которой проживает семья, богата.

Другой нанайский род – Одзял, родом из которого был герой книг Арсеньева Дерсу Узала, в качестве основных символов выбрал реку, на которой традиционно селились члены семьи, охотничьи угодья, места для рыбалки и утес Болан Очжал.

Примечательно, что нанайцы придумали себе гербы в далеком XVII веке, несмотря на то, что в те времена никто из них не был крупным землевладельцем, воином или властителем. Так для чего же все-таки была нужна вся эта символика?

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-6

Оказывается, испокон веков семьи коренных народов ассоциировали себя с различными знаками, но потребность в знаменах возникла в тот момент, когда жителей Приамурья начали набирать в маньчжурские армии. Служба в армии в те времена была способом хорошо заработать, но и рисковал новоиспеченный воин немало: проигравших битву ждала смерть или жизнь в плену. На чужбине родовые гербы нанайцев помогали им находить родственников даже среди незнакомых людей.

Традиционные промыслы

Из всех хозяйственных занятий самым важным было рыболовство. У нанайцев были высокоспециализированные орудия для этого промысла. Важность рыболовства отражена в хозяйственном календаре нанайцев, который включает в себя 5 месяцев с названиями рыб.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-7

Охота раньше занимала одно из основных мест в хозяйстве, но к 19 веку уже не была столь значительной. Охотились ради мяса и меха. На копытных охотились с помощью ямы-ловушки и засек, использовали самострелы. Для охоты на медведя делали петли из толстой шкуры лося и применяли копье гиду. Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на берестяных, дощатых и долбленых лодках, лыжах и санях нартах. Развито было у народа кузнечное ремесло. Мужчины занимались обработкой кости, металла и дерева, женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.

Одежда нанайцев

В Хабаровском крае, как основном регионе проживания нани, сильны традиции носить национальную одежду. Верхний наряд шьют из шкур животных, которые сохраняют тепло. Нижнюю одежду делают из крапивных волокон, а для обуви используют шкуру рыб.

Национальный костюм нанйцев включает халат по типу кимоно с запахом на правую сторону, теплые штаны и невысокие сапоги. Летом женщины и мужчины носят безрукавку кандял. Предки современных нани были настоящими мастерами по изготовлению теплой и прочной обуви из рыбьей кожи. Ее называли «согбома ота». У таких сапог был разный крой, который делили на амурский и тунгусский. Летний головной убор у мужчин – шапка конической формы, которую шили из пропаренной бересты. Зимой носили меховую шапку элдумэпсэ.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-9

Одежда женщин выделяется оформлением, а форма и содержание ее сходно с мужской. Халаты у нанаек немного длиннее мужских и обязательно расшиваются орнаментом в сине-белых оттенках. К брюкам прилагаются нагрудники: высокие для девушек и до середины груди для замужних, чтобы было удобно кормить младенца.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-10

Очень красивые у нанайцев праздничные наряды из шелка и парчи: раньше эти ткани привозили из Китая. Обязательный элемент праздничного наряда мужчины — пояс омол, ширина которого 10-15 см, а длина до 4 метров. Им оборачивали талию 2 или 3 раза, а концы с орнаментом оставляли свободно свисать.

Национальные блюда

Кухня нанайцев довольно специфичная, но сытная. Для приготовления блюд используется мясо, рыба, крупы, бобовые и картофель, который начали выращивать в конце 19 века. Из ягод в пищу употребляют голубику, клюкву и бруснику, делают из них напитки и добавляют в салаты. Из дрожжевого теста и теста, приготовленного из ягод черемухи, пекут лепешки. Нанайцы готовят холодец, мясные супы, заправленные травами, свежие салаты из диких растений.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-11

Рыбу сушат, вялят, жарят, варят, замораживают и едят в сыром виде. В 19 веке нанайцы научились коптить и засаливать рыбу. В сыром виде едят головы некоторых видов рыб, основную часть тушек сазанов, почки, печень, костный мозг крупных животных.

Из ягод в пищу употребляют голубику, клюкву и бруснику, делают из них напитки и добавляют в салаты. Из дрожжевого теста и теста, приготовленного из ягод черемухи, пекут лепешки.

Жилище

У нанайцев существует 2 типа поселений: сезонные и постоянные. При постройке жилища было важно расположить его неподалеку от источника воды: реки или озера. Самый древний вид жилища этого народа — землянка серома и полуземлянка хурбу.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-12

Землянки строили на откосе берега и обрывах террас.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-13

Наземное распространенное жилище — дом хагдун. Стены для него изготавливали из жердей, камышовых плетеных фашин и тальника. Их обмазывали смесью из глины с шерстью или травой. Основная конструкция дома — это отопительная лежанка накан. Именно по ней определялись размеры жилища. Накан был основным местом, где жили люди. Там они работали, ели и спали.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-14

Традиции

Два новых года

У нанайцев — коренного амурского народа два Новых года. Один — мужской, он приходился на зимнее солнцестояние. С этого дня начинался сезон охоты. Ну а второй Новый год, женский, во время летнего солнцестояния.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-15

Главное блюдо на столе у нанайцев в Новый год – нанайские пельмени бианси, похожие по форме на полумесяц. Начинка – рыбный фарш, перец, лук, черный перец и настоящий бренд Дальнего Востока – пахучая черемша.

У мужчин на охотничьем угодье было священное дерево – лиственница или ясень. В стволе вырубалось треугольное углубление, туда ставился сэвэн, которого «кормили» перед охотой. Среди подношений – бианси, дэрбиту – вяленая рыба, нарезанная полосками и отмоченная в воде, с диким луком, с черемшой, политая медвежьим жиром, пекина – печеная лепешка без масла или чарома – жаренная в масле лепешка. Обязательно подносили спирт или водку, кланялись не менее трех раз и просили удачи на охоте.

Игры

Игрушка – это своеобразный ключ к пониманию забытых обрядов, обычаев и символов, знаков и ритуалов. В ней отражаются философские и нравственные воззрения нанайцев. В сказках, в которых действовали куклы, они всегда доброжелательны и благодарны по отношению к герою, верные его помощники. Игрушки изготавливались из самых разнообразных материалов: рыбьей кожи, плавников, костей рыбы, перьев птиц, ракушек, болотного мха, дерева, березового гриба, тальника, бересты, мха, ткани, бумаги, картона, железа.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-16

Игрушки для девочек изготовлялись женщинами – матерями, бабушками, родственницами, игрушки для мальчиков – отцами, братьями, мужчинами -родственниками. Мальчики играли с деревянными фигурками охотников, воинов, собачек, зверей птиц, которые в игре становились персонажами какого-нибудь бытового, мифического или шаманского сюжета. Мальчики, как правило, играли в игры и игрушки, развивающие навыки охотника.

Среди игрушек для девочек значительна роль куклы «Акоан». Она имела плоскую форму и магический смысл, поэтому была лишена лица, рук и ног. Выполнялась из бумаги, ткани, рыбьей кожи, или бересты. Нанайские девочки любили играть в «дом», «принимать гостей».

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-17

Активной игровой деятельности детей способствовало то обстоятельство, что подвижные игры и состязания были также распространены среди взрослых, особенно на праздниках. Например, игры “Лэкэчи”, “Нёроди гарпамачи”, “Капчи” способствуют выработке соответствующих физических качеств, необходимых для владения луком: точность и сила движений, меткость и четкость выстрела. Игры “Рыбная охота”, “Соломаури”, “Дегбо” знакомят детей с острогой для ловли рыбы, способствуют выработке ловкости и меткости владения ей. А игры “Бег с “палкой-копьем”, “Кто самый ловкий”, “Охота на медведя” способствуют формированию умений владения копьем.

Рождение

Рождение ребенка всегда считается у нанайцев большим праздником. А если женщина рожала двойню, это было еще более радостным событием. С древних времен у нанайцев существует культ «адау» в честь близнецов. Всю жизнь их считают священными людьми и верят, что один из них обладает властью над животными, второй является покровителем духов воды.

После родов над матерью и новорожденным проводят ритуалы для защиты от злых духов. Интересная традиция нанайцев Хабаровского края – приготовление для малыша колыбели со стружками из черемухи. Это дерево, по преданию, священно. Дом, где появился ребенок, окуривают багульником. Зажженные пучки травы вносят в само жилище, а также разводят несколько костров вокруг дома.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-18

Похороны

Уникальны и традиции, связанные с окончанием земного пути. У этого народа принято целых три способа погребения: наземный, в земле и сожжение. Раньше нередки были случаи, когда тела умерших помещали в специальные постройки кэрэк, размещенные на деревьях, (у якутов существует схожая традиция). Детей могли хоронить в дуплах. Захоронения в земле начали проводить уже после прихода в край русских.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-19

По покойному проводят несколько поминок. Обязательные из них – сразу после смерти и на 7 день после этого. Похороны происходят на 2-3 день. На церемонии должны присутствовать все родственники умершего. Раньше рядом с телом мужчины клали топор, нож и котелок, а женщины – ножницы. Если умирал охотник, то ему оставляли лыжи и стрелы, если рыбак – сети. При этом все предметы преднамеренно ломали, веря, что в загробной жизни душа найдет их целыми. В течение года после смерти ежемесячно устраивали малые семейные поминки. Большие же мог проводить исключительно шаман, который провожал душу покойного в мир Буни.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-20

Нанайцы считали, что душа умершего человека после смерти в течение года находится в маленькой куколке из дерева, которая называется «пане». Каждый день эту куколку кормили, а через год шаман отправлял душу в загробный мир. До конца 19 века умерших хоронили в больших наземных «домах».

Свадебные традиции

Существуют у нанайцев также и свадебные обряды и традиции. Родители заранее выбирали детям невесту и жениха, заключали с их родственниками соглашение. Жених должен был отдать отцу невесты большой выкуп в виде денег или дорогих тканей, драгоценных металлов. На разницу в возрасте между будущими супругами не обращали внимания, нередко она могла достигать и 25 лет, причем старше иногда был не только жених, но и невеста.У народа была традиция, согласно которой девочку в малолетнем возрасте забирали в семью будущего мужа и растили до половозрелого возраста, приучали к традициям своей семьи.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-21

Свадьба состояла из сватовства, выкупа, получения приданого, праздничного застолья и переезда жены в дом мужа. Между договором и сватаньем мог пройти год и больше, так как для мужчины законным брачным возрастом было 17-19 лет, для женщины — 16-17 лет. Согласие на свадьбу давала мать невесты, но сразу ответ давать было неприлично.

Во время свадьбы нанайцы проводили обряды с жертвоприношениями божествам. Проводились свадебные обряды, которые приносят в дом молодых достаток и благополучие. Например, невеста должна два раза ногой ступить в котел, первый раз у себя дома, второй — в доме мужа. После свадьбы невеста не могла уйти сразу жить в дом мужа. Еще 3 дня или даже год после свадьбы она жила с родителями, потом уходила в новый дом навсегда. У представителей нанайской знати могло быть много жен.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-22

Пословицы и поговорки

Родители, да и вообще семья, осуществляют «трансляцию» неписанных обыденных законов, установлений и предписаний. Так обеспечивается их живучесть и сила воздействия. Иногда они закрепляются в виде отдельных «наставлений молодым», где можно увидеть, что прививалось ребенку с детства:

  • «Старших зови братом и сестрой, дядей, тетей, дедом, бабушкой»
  • «Хвала и честь тем, кто помогает старшим»
  • «К мнению старших всегда прислушивайся»
  • «Поклоны и уважение к старшим оборачиваются тебе счастьем и удачей в жизни»
  • «Самое плохое – это перебивать в разговоре старших или громко смеяться и говорить при них, особенно при посторонних»
  • «По чужой лыжне не ходи»
  • «Чужое брать – это самое позорное, как и отнимать у малышей что-нибудь»
  • «Входя в чужой дом, нельзя шарить вокруг глазами или без разрешения трогать там вещи»
  • «Хвастаться, кичится или гордиться неприлично, особенно о себе рассказывать»
  • «Не гордись, коль ты ничего не сделал доброго к тому, от чего загордился»
  • «Не говори «никогда со мной не случится» или «этого зверя я убью или поймаю» – это нескромно»
  • «Грешнее нет ничего, когда ты смеешься над физическими недостатками или над больным»
  • «Если о себе одном заботишься – один останешься.»

Мифология

Собака – не просто друг человека

Известная всем поговорка «Собака – друг человека» у этого народа приобретает особый смысл.

Собака у нанайцев выступает не только сторожем или помощником, но и создателем мира. Например, Железная Собака представляет собой своеобразное женское божество, что стало прародителем многих народов, в том числе и нанайцев.

Аями – духи-помощники

Аями — главные духи помощники шаманов, их фигурки изготавливали в антропоморфном образе. Считались духами предков. Аями указывал, какой костюм надо иметь шаману (шаманке), как лечить. Аями. являлся шаману во сне в виде женщины (шаманке — в виде мужчины), а также волка, тигра и других животных, вселялся в шаманов во время молений. Аями могли иметь и духи — хозяева разных животных, они посылали своих аями красть души людей и причинять им болезни.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-23

Буни — загробный мир

Буни («умирание»), букит («место смерти») — мир мёртвых. Буни размещается на большой реке Энгдегите, ниже устья личных шаманских рек. Души покойных отвозят в Буни духи — помощники шаманов (лоси, олени, рыбы и другие животные). Считалось, что буни расположен под землей, на западе. Большинство нанайцев и ульчей полагали, что умершие живут там так же, как и на земле, — в домах, рыбачат в Амуре, охотятся в тайге.

Перед загробным миром находилось его «преддверие», где души умерших оставались до совершения больших поминок (год и более), там они жили в маленьких шалашиках, терпели муки голода, ожидая от родных регулярных кормлений. В настоящий загробный мир души попадали только с помощью касаты-шамана на больших поминках. Путь туда у разных нанайских родов пролегал по разным дорогам. Там жили сородичи, вместе, как и в земной жизни, промышляя зверя и рыбу. Общим представлением для нанайцев и ульчей было и то, что умершие агрессивно настроены в отношении живых. Когда касаты-шаман привозил души умерших в загробный мир, обитатели последнего стремились захватить его и оставить у себя. Поэтому шаман шел туда в образе медведя или другого животного. Чаще, пропустив «привезенных» вперед, шаман останавливался на «пороге» и разговаривал с обитателями, не заходя туда. Если же он был в образе человека, то называл не свой род, а другой, чтобы умершие не приняли его за «своего» и не схватили. Затем шаман быстро садился на птицу коори и улетал из буни. Прожив там несколько лет, души умирали и попадали в другой загробный мир. Затем они возрождались на земле растениями, животными, некоторые воплощались в родственниках.

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-24

Обряд моления небу

Раз в год каждая нанайская семья (так же как ульчская и нивхская) совершала моления небу. К этому торжественному обряду откармливали свинью для заклания. В молении участвовали мужчины одного рода. Молились около священного дерева туйгэ, имевшегося в прошлом у каждой нанайской семьи неподалеку от дома, обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки разных домашних и промысловых духов, духов-целителей, предлагалось угощение, голова жертвенной свиньи. Руководил молением старейший, он читал молитвы стоя, остальные — на коленях, кланялись. Женщины при этом находились дома.

Культура

У нанайцев богатое и разнообразное устное народное творчество. Основные фольклорные жанры:

  • тэлунгу — мифологический рассказ или миф, легенда, предание;
  • сиохор — сказка, заимствованная у других народов;
  • нингман — волшебная сказка, сказка-миф;
  • деуруэн — приговорки, скороговорки;
  • намбокан — загадки, шаманские песнопения, плачи, песни дярин.

Очень развито у народа песенно-танцевальное искусство. У нанайцев существует много ансамблей, проводятся различные фестивали песни и танца.

Известные нанайцы

Дерсу Узала

Дерсу Узала (1849—1908) — охотник, проводник российского учёного и путешественника Владимира Арсеньева в его экспедициях 1906—1907 гг. Его настоящее имя — Дэрчу́ Оджа́л (Дэрчу из рода Оджал).

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-25

Кола Бельды

Кола Бельды (1929—1993) — эстрадный певец, заслуженный артист РСФСР.

В 1957 году становится лауреатом VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Молодое дарование заметили деятели культуры (С. Михалков и др.) и министр культуры Е. Фурцева. Наибольшая популярность пришлась на 1972—1973. В 1972 году Кола Бельды с песней «Увезу тебя я в тундру» выходит в финал фестиваля «Песня года», а 25 августа 1973 года за исполнение песен «Природа поёт» и «Увезу тебя я в тундру» получает вторую премию в главном конкурсе Международного фестиваля песни в Сопоте (Польша).

Итогом творческой деятельности певца стали 4 виниловых диска, многочисленные аудиокассеты, видеоклипы, несколько фильмов о жизни и творчестве Кола Бельды.

Григорий Ходжер

Григорий Ходжер (1929—2006) — нанайский писатель. Лауреат Государственной премии им. М. Горького (1973).

Нанайцы (устаревшее гольды) являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. В мире всего около 16 000 нанайцев.-26

Его перу принадлежат повести «Чайки над морем», «Эморон-озеро», «Правнук Дерсу Узала», «Последняя охота», «Какого цвета снег?», «Гайчи», «Пустое ружье», «Квартира с видом на Амур» и другие. Нанайцам-фронтовикам посвящена документальная повесть «Найхинцы». В трилогии «Амур широкий» показана жизнь нанайцев в период с конца XIX века до середины 1930-х годов. Также Ходжер является автором ряда произведений для детей. Он активно собирал и публиковал нанайский фольклор, составлял сборники литературных произведений народов Дальнего Востока СССР.

ВАМ ИНТЕРЕСНА ТЕМА НАРОДОВ МИРА, НЕКОНТАКТНЫЕ ПЛЕМЕНА, ТРАДИЦИИ И ЭТНОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, СОВРЕМЕННЫЕ СТРАНЫ, ТОГДА ВСТУПАЙТЕ В НАШУ НОВУЮ ГРУППУ — КРАСОТА НАРОДОВ МИРА. ЭТНОС. ПЛЕМЕНА.
Одноклассники — https://ok.ru/group/70000002815077
Вконтакте — https://vk.com/club219560484
Фейсбук — https://www.facebook.com/groups/narodimira

Смотрите также

Другие новости по теме