Суббота, 18 мая 2024 года

Полиандрия или многомужество у народов мира

Многоженство (полигиния) существует испокон веков у многих народов, однако многомужество — более редкая форма полигамии в настоящее время не столь широко распространено. У многомужества существует научное название – полиандрия. Оно означает, что женщина состоит в браке более чем с одним мужчиной.

Многомужество в древности

В древних сообществах женщины зачастую являлись матриархами. Так, в статье про Хорезм упоминается Кельтеминарская культура, 4-3 тыс. лет д.н.э. в которой община проживала в хижине примерно на 100–120 человек, принадлежавших одному материнскому роду., где староста общины являлась женщина.

Драупади и ее пять мужей.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» Драупади, дочь царя панчалов Друпады, являлась общей женой пятерых братьев Пандавов, которые вместе с Кришной участвовали в эпической битве при Курукшетре.

Что касается славян, следы полиандрии наблюдаются в «Уставе князя Ярослава о церковных судах», в пункте 27:

Если два брата вступят в брак с одной женщиной, то виновные должны будут уплатить митрополиту тридцать гривен, а жену следует заключить в монастырь.

Возможно, в этом фрагменте мы имеем дело не с банальной распущенностью нравов, а с отголоском каких-то очень древних арийских традиций, так как индийский эпос также принадлежит к арийскому кругу.

Женщины рогоносцы

Если жена изменяет мужу, то принято говорить о рогоносце, однако мало кто знает, что в древности именно женщины носили шапку с рогами — по числу мужей. Такая традиция зафиксирована у племени эфталитов, государственность которых существовала на территории Средней Азии в IV—VI веках. Центр государства Эфталитов располагался в северном Афганистане (Бактрия), они объединили в могучую единую державу территории Туркмении, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Афганистана с 3 по 6 вв. Считается, что эфталиты практиковали полиандрию, причем «братья имели одну жену». Согласно китайским историкам, женщина носит меховую шапку с деревянным рогом, если муж у неё один. Длина рога в разных сообщениях варьируется от 1 до 3 чи (32-96 см.). Если у мужа есть братья, которые также являются её мужьями, то добавляется столько дополнительных рогов, сколько у неё мужей. Если мужья одной женщины не были кровными братьями, они братались между собой перед тем, как жениться на общей супруге. То есть жена наставляла рога в буквальном смысле, но не мужу, а себе. Aналогичный головной убор обнаружен у женщин Кафиристана и в Северо-Западной Индии. Кто были эфталиты по этническому составу до сих пор нет единого мнения. Но китайсккие историки отмечали, что обычай полиандрии сходен с тюрками.

Многоженство (полигиния) существует испокон веков у многих народов, однако многомужество - более редкая форма полигамии в настоящее время не столь широко распространено.-3

Подобная традиция по всей видимости существовала и у арабов до принятия ислама. Согласно хадису, приписываемому Айше упоминается следующая традиция:

группа мужчин численностью менее десяти человек собиралась и вступала в интимную связь с женщиной. Если она беременела и рожала ребенка, и после родов проходило несколько дней, она посылала за всеми ними, и никто из них не мог отказаться прийти, и когда все они собирались перед ней, она говорила им: «Вы (все) знаете, что вы сделали, и теперь я родила ребенка. Итак, это твой ребенок такой-то!» Назовет того, кто ей понравится, и ее ребенок последует за ним, и он не сможет отказаться взять его.

Девушка Туарегов

Известно, что в Сахаре следы подобной традиции сохранилась у берберов Ливии и народа туарегов, у которых женщина до замужества имеет множество любовников и по их количеству носит кольца на ноге. Чем больше колец, тем желаннее невеста, о чем в своих трактатах упоминал еще Плутарх. А после замужества бывшие любовники приходят в дом мужа как друзья жены и всегда готовы оказать помощь.

По словам Юлия Цезаря, у древних бритонцев практиковалось обобществление жены братьями, реже — отцом и сыном. Согласно Полибию, полиандрия превалировала у жителей юга Пелепоннеса, Лаконии.

Многоженство (полигиния) существует испокон веков у многих народов, однако многомужество - более редкая форма полигамии в настоящее время не столь широко распространено.-5

В истории Римской империи известен случай, когда матроны толпой ворвались в Сенат и со слезами умоляли принять закон, разрешающий женщине иметь двух мужей, таким образом по всей видимости в Древнем Риме это было не редкость, учитывая традиции Сатурналий, когда раз в год девушка могла менять возлюбленного.

Тибет, Непал, Бутан

В настоящее время многомужество или полиандрия наиболее распространено именно в Тибете, где женщина часто имеет двух или даже трех мужей, которые являются родными братьями. Эта традиция тесно связана с культурой так называемого «множественного отцовства», когда считается, что у ребенка может быть несколько отцов одновременно. Более редкая форма полигамии в Тибете — это когда несколько братьев женятся на нескольких сестрах.

Полиандрия в Непале

Районы распространение — преимущественно область Цанг и Кхам, а также в Непале у народа шерпа. А в Бутане вплоть до 1914 года многомужество было доминирующей формой брака.

Многомужество тибетцев связано с социальной структурой общества, которое делится на несколько классов:

  • аристократические лорды (гер-ба)
  • монахи (до 20% населения
  • семьи налогоплательщиков (тре-ба или храл-па)
  • домохозяева (ду-джонг или дад-чунг-ба)
  • безземельные крестьяне (ми-бо)

Многомужество относится прежде всего к классу налогоплательщиков, которые владеют обширными земельными участками, которые по закону должны быть разделены между братьями. Чтобы сохранить имущество без раздела, братья женятся на одной женщине. Принцип односемейности диктует, что для каждого поколения разрешен один и только один коллективный брак между братьями и сестрами мужского пола, и дети, рожденные от этого брака, являются членами семьи, имеющими все законные права.

На фото один из братьев - монах, двум другим повезло иметь жену

Двубратные полиандрические браки были более распространены, чем трехбратская или четырехбратская полиандрия, поскольку последние формы брака часто характеризовались серьезной семейной напряженностью.

При этом формально главой семьи считается старший брат и жену ищут так, чтобы она по возрасту подходила всем братьям. С течением времени младший, более молодой брат считается полезным для здоровья жены.

Если в семье было большое количество мальчиков, то часть из них скорее всего отдавали в монахи, чтобы снизить нагрузку на будущую жену. Но при этом существовала буддийская школа Сакья, в которой было распространено многомужество. У монахов Сакья жена нужна была только для рождения наследника, а после рождения он становился монахом.

Кстати, связь свекра с невесткой в таких семьях тоже считается естественной. Вопрос об отцовстве в таких браках поднимается очень редко. Все дети имеют общую мать, которая их воспитывает, и все мальчики, также как и их отцы будут иметь общую жену.

Многомужество и безбрачие монахов в Тибете спровоцировали огромную конкуренцию между девушками и благосклонное отношение к внебрачным связям. Если незамужняя девушка забеременела, отец её будущего ребёнка обязан отработать в её семье две недели до и после рождения ребёнка, после чего родители дочери благодарят парня и отпускают его на все 4 стороны, а новорожденного причисляют к своим детям.

Многие молодые тибетки носят на шее специальный ожерелье из монет, каждая монета символизирует амурный подарок от её любовника. Если монет в ожерелье мало — это означает, что девушка не очень популярна среди мужчин, и шансы выйти замуж у неё очень незначительные. Роман с иностранцем ценится превыше всего, и обозначается в ожерелье коралловым шариком. Поэтому обладательницу нескольких коралловых шариков могут добиваться браться сразу из нескольких семей.

У многомужества есть еще один нюанс — женщина сама выбирает с каким из мужей уединиться. И если она игнорирует одно из мужей, у него начинаются серьезные проблемы.

Как последнее средство спасения ситуации, к женщине на поклон приходит свекровь. И, стоя на коленях, просит пожалеть её сына и позволить ему остаться. Хотя бы ещё на время. Она выслушает много обидных слов о своём сыне, которого она так плохо воспитала. Она будет просить и обещать, обещать и просить, лишь бы сыну было позволено остаться. Женщина, безгранично уважая возраст свекрови, может принять её просьбу и оставить мужчину в доме, но может и отклонить.

Многоженство (полигиния) существует испокон веков у многих народов, однако многомужество - более редкая форма полигамии в настоящее время не столь широко распространено.-9

В последнем случае у несчастного мужа остается два пути — в монастырь или в наёмные работники, жить при каком-то доме и работать только за еду…

Многоженство (полигиния) существует испокон веков у многих народов, однако многомужество - более редкая форма полигамии в настоящее время не столь широко распространено.-10

Шри-Ланка

На Шри-Ланке полиандрия официально разрешена по Кандийскому праву. Кандийское право — возникло в Королевстве Канди и применимое к жителям Шри-Ланки, исповедующим буддизм, и выходцам из бывших провинций Королевства Канди до Кандийской конвенции 1815 года.

Для обозначения многомужества там часто используется эвфемизм «эка-гэ-кама», в буквальном переводе — «кушать в одном доме». Встречается на Шри-Ланке и ассоциированная полиандрия — форма брака, который начинается как моногамный, но в дальнейшем количество мужей жены увеличивается по инициативе жены.

Так называемый гостеприимный гетеризм, когда гостю предлагалась лучшая еда, и собственная жена был распространенным обычаем среди кочевых народов: у берберов Сахары, у кочевников Великой Степи, у народов Севера. Кроме того этот обычай до сих пор сохраняется в горах Тибета и у некоторых аборигенов Австралии, что говорит о его древнем происхождении.

Еще Марко Поло в своих записках отражает факт гостеприимного гетеризма на территории Китая. В частности предоставляли своих жён в пользование чужеземцам представители племени чжурчженей. А потомками чжурчжэней являются удэгейцы и эвенки, у которых этот обычай сохранялся до настоящего времени.

Полиандрия (многомужество) встречается у многих северных народов, в том числе у нивхов (Сахалин и Япония), у эскимосов (север Евразии), была когда-то распространена у алеутов (Аляска).

Но самая любопытная традиция встречается у чукчей — обмен женами. У них есть такое понятие, как «товарищ по жене». Мужья меняются женщинами на неопределенное время, и считается, чем больше у тебя таких товарищей, тем выше твой социальный статус. Такие семьи поддерживают друг друга, совместно заботятся о детях, которые считаются между собой братьями и сестрами. И самое важное — в случае беды товарищи по женам всегда придут на помощь.

Среди коренных жителей Северной Америки многомужество встречалось у живущих в суровых природных условиях алеутов и инуитов.

Нигерия и Кения

В Нигерии многомужество не узаконено на официальном уровне, но так крепко вошло в традиции некоторых племён, особенно в племени Иригве (Irigwe, Rigwe) в северных районах этой страны: женщины этого племени традиционно имеют нескольких супругов, которых они называют «сомужья».

Брачная система иригве, по сути, требует, чтобы мужчины и женщины состояли в браке с несколькими супругами из разных племен в течение своей взрослой жизни и исключает любые разводы.

Она также определяет отцовское местожительство и присваивает отцовство каждого ребенка, которого вынашивает женщина, мужу, с которым она проживала на момент зачатия ребенка. Следовательно, женщины несколько раз в течение своей жизни меняют место жительства от мужа к мужу, и, если они не бездетны, они периодически разлучаются с тем или иным из своих детей, находящихся на иждивении.

В любое время женщина вправе вернуться к кому-то из своих бывших.

Полиандрия также была распространена среди масаев в Кении и северной Танзании. Интересно, что в Кении молодой супруг сразу после заключения брака облачается в женское платье. Это делается для того, чтобы разделить тяготы нелёгкой женской доли.

Меланезия и Полинезия

Количество любовников для представительниц прекрасного пола в Северо-Западной Меланезии не ограничено ни законом, ни религией. В отличие от большинства стран здесь родство определяется не по тому, кто является биологическим отцом ребёнка, а по тому, кто воспитывает и обеспечивает детей. Как правило, это не мужья женщины, а братья. Многомужество при этом носит гостевой характер: все избранники живут отдельно в своих домах и не считаются причастными к воспитанию биологического потомства и обеспечению жены. Но общаться с малышами им не запрещено, просто они скорее играют роль друзей семьи, чем отцов. Настоящими детьми этого мужчины в глазах племени являются родные племянники, на благо которых он работает и которых он содержит.

Женщины Полинезии

Такой подход к многомужеству здесь основан на веровании, что зачатие – дело исключительно духовное, и участие в нём принимают только мать семейства и дух кого-то из умерших родственниц, а секс является лишь предметом плотских наслаждений.

Случаи многомужества также отмечались в некоторых полинезийских племёнах, но там они встречались только у женщин из высших каст. У гуанчей, первых известных обитателях Канарских островов, полиандрия также была принята и практиковалась вплоть до исчезновения этого народа.

Женщина канаков

Многомужество распространено у канаков в Новой Каледонии и аборигенов Маркизских островов. Фридрих Ратцель в 1896 году утверждал, что на Новых Гебридах многомужество было принято среди вдовцов и вдов: по обычаю местных племён, двое вдовцов должны были жить с одной вдовой.

Калаши в Пакистане

Калаши – загадочный народ в горах Пакистана, светловолосые и зеленоглазые. Калаши — единственный народ в регионе, который не принял ислам и сохранил свои верования. Ещё полтора века назад сходную религию исповедовали и многие соседи калашей. Исторически эту местность мусульмане называли Кафиристаном — в переводе «земля неверных»..

Женщина у калашей сама выбирает спутника для создания семьи. Если женщине – непосредственного главу семьи чем-либо не понравился мужчина, она может легко его выгнать и выбрать другого мужа. У мужчины нет никаких прав перечить женщине. Хотя в данном случае речь не идет о многомужестве, фактически женщина может несколько раз сменить мужа по своему желанию.

Многоженство (полигиния) существует испокон веков у многих народов, однако многомужество - более редкая форма полигамии в настоящее время не столь широко распространено.-19

Южная Америка

В Бразилии полиандрия встречается среди людей племени зоэ, живущих на берегах реки Куминапанема в штате Пара. Термин «Зоэ» означает «мы», в отличие от неиндейцев или врагов. Брачные ритуалы Зоэ сложны и до конца не изучены. Один или несколько мужей могут быть «обучающимися мужьями»: молодые люди учатся быть хорошими супругами. Как и многие дикие племена Амазонии, зое не носят одежду.

Девушки племени Зое

Среди других коренных народов Южной Америки многомужество отмечено у бороро. Дословный перевод слова «борор» — «деревенский двор». Оказывается, эти люди даже в брак могут вступать лишь с представителями определённой половины деревни, и это непосредственно зависит от расположения домов. Племя Бороро имеет матриархальную структуру, что означает, что женщины занимают центральное место в семье и обществе. В традиционной культуре Бороро наследство передается через женскую линию, и женщины играют ключевую роль в принятии решений в общине. После свадьбы у бороро мужчине нужно жить в доме своей невесты, а также у него сохраняются обязательства перед своей исходной семьей, такие как рыбалка, охота, работа. Как правило, браки у бороро непродолжительные. Еще одной интересной особенностью бороро является то, что мужчины больше заботятся о своих внуках, чем о детях, перед которыми у них единственная обязанность — выгнать из дома.

Женщина племени Бороро

Также полиандрия встречается в изолированном племени Тупи-Квахиб, Самой поразительной чертой социальной организации Тупи-Квахиб является почти полная монополия вождя над женщинами племени. При этом вождь мог делиться своими женами с друзьями и гостями племени. Неравенство в распределении женщин вносит и обычай левирата — наследование жены братом. Одновременно с левиратом тупи-кавахиб практикуют братскую полиандрию. Когда женщину дают взаймы, это замечают по тому, что ее отношения с деверем становятся несколько фамильярнее. Они вместе болтают, смеются, и деверь кормит ее.

Множественное отцовство встречается также — в около 70 % культур Амазонии.

Смотрите также

Другие новости по теме

Выбор редакции