Художественная литература — неотъемлемая часть общественного сознания и, как известно, активно на нее влияет. В свою очередь, жизнь общества, его проблемы неизбежно отражаются в художественных произведениях, преломляются в изображаемых писателями человеческих судьбах.
Демократизация общественной жизни, которая произошла в конце ХХ начале XXI века, радикально изменила устоявшуюся парадигму поведения художников. Исчезли табуированные темы, необходимость постоянно оглядываться на власть и ее предписания. Недавнее прошлое попадает под пристальное обсервацию писателей разных поколений, а влияние тоталитаризма на личность все чаще становится предметом художественной рецепции. В своих произведениях писатели исследуют, каким образом в условиях тоталитарного режима происходит становление индивидуальности и изменения в ее психике, а также каковы последствия такого давления для ее нормального развития.
Художественная литература конца ХХ – начала ХХІ века, находясь в ситуации исторического слома, оказалась в русле многочисленных экспериментов. Таком экспериментам способствует и постмодернизм. Хоть превалирование этого направления в литературе приходится на конец 80-х – 90-е годы, его влияние нельзя не заметить в сиюминутной прозе. Многочисленные произведения этого периода представляют собой сложные сплетения нарративных уровней, а потому читатель однозначно становится участником создания фиктивного мира через свое стремление разгадать те или иные игровые ходы писателя, пропустить сквозь свое сознание весь лабиринт текста, чтобы создать собственное его понимание. А потому произведение современного автора – интересная и довольно сложная нарративная структура, которая требует скрупулезного изучения.
В литературоведении последних десятилетий произошли значительные изменения: диктат идеологии уступил методологическому плюрализму, ученые получили свободный доступ к достижениям мировой науки, акцент сместился в другие векторы методологии, появился ряд новых культурных, постколониальных, феминистических, гендерных студий. Среди них все более заметное место занимает наратология как методология исследования. Это иллюстрирует творчество многочисленных современных писателей.