Воскресенье, 14 августа 2022 года

Россия уходит с Международной космической станции

Недавно назначенный новый глава Роскосмоса Юрий Борисов объявил, что Россия решила отказаться от участия в проекте Международной космической станции (МКС) после 2024 года. По его словам, в настоящее время Москва намерена сосредоточиться на строительстве собственной орбитальной станции.

Это конец Международной космической станции, какой мы ее знаем. Новый глава Роскосмоса Юрий Борисов подтвердил, что Россия больше не будет участвовать в МКС после 2024 года. Он также добавил, что Россия отказывается от проекта, чтобы сосредоточиться на строительстве собственной орбитальной станции.

Россия покидает МКС

— Конечно, мы выполним все обязательства перед нашими партнерами, но решение об уходе с этой станции после 2024 года принято, — сказал Борисов на встрече с президентом России Владимиром Путиным. «Думаю, к тому времени мы начнем строить собственную российскую орбитальную станцию», — добавил он, назвав это главным приоритетом национальной космической программы.

В начале этого года миссия МКС была продлена до 2030 года. Однако ранее Россия рассматривала возможность выхода из проекта. Об этом не раз говорил бывший глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, известный своими неоднозначными высказываниями. Подобно неспровоцированному нападению России на Украину и последующим санкциям, наложенным на эту страну многими странами, участвующими в МКС, привели к напряженности между Роскосмосом и другими партнерами по проекту, что, как выясняется, ускорило решение России.

По мнению экспертов, уход России с Международной космической станции повлияет на космическую отрасль страны и нанесет серьезный удар по программе пилотируемых полетов. Москве нечем шантажировать партнеров, участвующих в проекте МКС. До недавнего времени российские ракеты «Союз» были единственным способом выйти на орбиту, пока компания Илона Маска SpaceX не начала свои полеты в 2020 году.

Что будет со станцией?

Вся конструкция стареет и без капитального ремонта долгосрочное будущее станции находится под вопросом. Еще один вопрос, который необходимо решить, — как станция будет удерживаться на правильной орбите, и за это отвечает Роскосмос.

Роскосмос и НАСА договорились и впредь обеспечивать полеты американских астронавтов и российских космонавтов на своих ракетах-носителях «Союз» и SpaceX Crew Dragon.

«Это прискорбно, учитывая критически важную научную работу, проводимую на МКС, и ценное профессиональное сотрудничество наших космических агентств на протяжении многих лет», — сказал представитель Госдепартамента США Нед Прайс. В свою очередь администратор НАСА Билл Нельсон признал, что агентство «не было проинформировано о решениях кого-либо из партнеров».

Что будет строить Россия?

Россия сильно зависит от импорта всего, от производственного оборудования до потребительских товаров, и ожидается, что последствия западных санкций в долгосрочной перспективе нанесут ущерб экономике страны. По мнению специалистов, строительство современной орбитальной станции не может быть успешным в стране, находящейся под санкциями. Даже если Россия построит орбитальную станцию, это будет возврат в 1980-е годы.

Аналитик космонавтики Виталий Егоров признал, что построить новую орбитальную станцию ​​с нуля за несколько лет практически невозможно. — Ни в 2024, ни в 2025, ни в 2026 году не будет российской орбитальной станции, — сказал Егоров AFP. Он добавил, что создание полноценной космической станции займет не менее десяти лет и потребует «самого щедрого финансирования». Он также признал, что уход России с МКС означает, что Москве придется приостановить свою программу пилотируемых полетов «на несколько лет» или даже «на неопределенный срок».

МКС

Международная космическая станция является крупнейшим и самым сложным международным строительным проектом в космосе. Его история началась в 1998 году в степях Казахстана. Именно с космодрома там, на вершине ракеты «Протон», стартовал первый элемент будущей станции — российский модуль «Заря».

В настоящее время МКС является единственной полноценно функционирующей лабораторией в космосе для проведения экспериментов и исследований в условиях невесомости.

Недавно на МКС произошло несколько потенциально опасных инцидентов. В июле прошлого года упало давление в служебном модуле «Звезда», который обеспечивает размещение членов экипажа и управляет системами жизнеобеспечения станции. Спустя месяц в модуле «Заря» были обнаружены микротрещины, следствием чего стала медленная, но непрерывная утечка воздуха. Эксперты указывают, что МКС начинает показывать свой возраст и что после 2025 года может произойти «лавина» событий, связанных с поломкой оборудования.

Объект, длиной примерно с футбольное поле, разделен на две основные зоны, одна из которых контролируется Россией, а другая — США и другими странами. В настоящее время еще неизвестно, что нужно будет изменить на российской стороне комплекса, чтобы космическая станция могла безопасно функционировать после ухода Москвы.

Источник: AFP, Science Alert, фото: НАСА.