Катастрофа XXI века: как бороться с космическим мусором?

ГлавнаяКосмос Юлия Саратова

Королевское астрономическое общество Великобритании опубликовало шокирующие результаты исследования, которые касаются волнительной темы — космического мусора. Выяснилось, что на планете не осталось ни единого места, где осколки, обломки и прочие частицы, находящиеся на орбите, не мешали бы наблюдениям за Вселенной.

По состоянию на 2021 год на орбите Земли находятся миллионы объектов, которые называют «космическим мусором». Этот мусор создаёт дополнительное фоновое свечение, мешающее наблюдать за космосом.

И остановить данный процесс невозможно, поскольку у США, Китая, России и ряда европейских стран амбициозные планы по выведению на орбиту десятка тысяч новых спутников.

Как «работающие» спутники, там и «мусор» создают дополнительное освещение. Часть компаний (включая Tesla) собираются затемнять свои новые спутники, но спасёт ли это ситуацию?

На данный момент больше всего проблем создаёт именно космический мусор, который не только «светится», но и мешает слаженной работе действующих объектов. К примеру, несколько лет назад крошечный осколок, размером меньше миллиметра, оставил на стекле МКС достаточно большой скол — его диаметр около 7 миллиметров.

Если же Международная космическая станция столкнётся с более крупным объектом — к примеру, 10-сантиметровым, это может стать фатальным.

Обновлённые данные гласят о том, что на низкой околоземной орбите находится более 30 тысяч «крупных» частиц космического мусора (более 10 сантиметров), и каждая из них способна в случае столкновения вывести из строя любой спутник или даже орбитальную станцию.

Частиц меньшего размера — до 10 сантиметров, намного больше: около 700 тысяч. «Уследить» за всеми ними с Земли — задача невыполнимая, по крайней мере — на сегодняшний день.

Самых маленьких частиц (от 1 см до 1 мм) на орбите ещё больше: на данный момент их число оценивается в 17 миллионов (!), а это огромное количество. Каждая из них может нанести действующим космическим аппаратам, спутникам или МКС значительный урон.

Орбитальное пространство начали «загрязнять» давно — ещё в 60-х годах прошлого столетия. Ярким примером является эксперимент, в течение которого на орбиту вывели более 480 миллионов медных иголок — с их помощью американцы собирались создать налаженную систему военной связи. Впрочем, всё пошло не по плану, и иголочки «разлетелись», а качество с трудом налаженной связи стало ухудшаться. Со временем большая часть проволочек сгорела в плотных слоях атмосферы, но сколько их ещё осталось в космосе — неизвестно.

Ещё одну проблему создают вышедшие из строя аппараты: они всё равно остаются на орбите. Их около 2 тысяч, и убрать бесполезные спутники пока не возможности.

Как можно решить вопрос с космическим мусором? В первую очередь, придётся значительно потратиться, и создать серьёзные аппараты, которые смогли бы «убирать» как осколки, так и «мёртвые» спутники. Но пока «программы по уборке» космического мусора разных стран находятся в разработки, а новые аппараты продолжают выводить на орбиту с завидной регулярностью…