Исследователи установили, что люди воспринимают лица близких людей как более счастливые, даже если они выражают тот же уровень эмоций, что и незнакомцы.
Свои выводы специалисты представили в Psychological Science.
«Результаты предполагают, что близкое знакомство влияет не только на привлекательность и чувство связи, но и на «более глубокое» восприятие эмоций», — отметил Эван Карр из бизнес-школы Колумбии.
Карр провел исследование в Калифорнийском университете Сан-Диего вместе с Тимоти Брэди и Петром Винкельманом. Они предположили, что знакомство управляет фундаментальным процессом восприятия. Для проверки гипотезы авторы разработали 2 эксперимента.
В первом опыте они синтезировали мужские и женские лица, выражающие разные эмоции, и разделили их на 2 набора. Их показывали 50 студентам. Сначала участников просили отследить количество и цвет квадратов, появляющихся на некоторых изображениях. Так им показали полный набор картинок без намеренного привлечения внимания к лицам. Затем участников попросили определить расположение более счастливого изображения. В парах показывались знакомые и незнакомые лица с одинаковым уровнем эмоций. Первые воспринимались участниками как более счастливые. Тенденция усиливалась с увеличением положительных эмоций, но не распространялась на выражение гнева.
Во втором эксперименте группу из 40 студентов попросили определить чувства на лицах (счастье или злость) и оценить их уровень от 0% до 100%. Результаты повторили показатели первого опыта. Студенты чаще считали знакомые лица счастливее, но только при нейтральном или положительном выражении.
Данные показывают, что знакомство влияет на восприятие эмоций и демонстрирует гибкость этого процесса.